понедельник, 24 мая 2021 г.

" От знаков к буквам , от бересты к страницам" / выставка- путешествие

«Без слов, без письменности и без книг не было бы никакой истории,и не может быть никакого понятия о человечестве».
                  Герман Гессе.


Ежегодно 24 мая во всех славянских странах отмечают День славянской письменности и культуры и торжественно прославляют создателей славянской письменности святых Кирилла и Мефодия – учителей словенских. Именно благодаря их трудам  была создана славянская азбука.Два брата Кирилл и Мефодий жили на границе государства Византии и славянских земель в городе Солуни. Дома говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.Так все и начиналось...

Александровский отдел подготовил выставку, на которой каждый сможет окунуться в мир наших предков. Познакомится с историей письма и русской книжности. 

Славянские просветители Кирилл и Мефодий

"Сказания о начале славянской письменности "

   Это первое комментированное издание на русском языке в нашей стране ценнейших древнеславянских произведений. Оно содержит жизнеописания создателей славянской письменности Константина и Мефодия, сказание черноризца Храбра «О письменах». В комментариях дается характеристика исторических событий того времени, приводятся сведения о создателях древнеславянской письменности, дается толкование многих терминов, слов, выражений.
Воскобойников В. "Братья" Кирилл и Мефодий
   Ежегодно в мае торжественно празднуется День письменности в память создания славянской азбуки образованнейшими людьми своего времени, братьями Кириллом и Мефодием (в Болгарии существует орден Кирилла и Мефодия, которым награждаются выдающиеся деятели литературы и искусства). В далеком IX веке они посвятили всю жизнь созданию и распространению письменности и утверждению славянской культуры как равной среди культур других европейских народов.
Флоря Б. Н. "Судьбы Кирилло-Мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия"
   Издание включает в себя публикацию комментированного перевода важного источника, проливающего свет на судьбы славянской письменности после Кирилла и Мефодия – Жития их ученика Климента Охридского. Том содержит также вступительную статью, содержащую очерк развития славянской литературы в конце IХ-Х вв. и славянской рукописной традиции ХI-ХIII вв. 
Мудрые книжники Древней Руси
Глухов А. Г. "Мудрые книжники Древней Руси " 
   Древняя Русь оставила нам бесценное литературное наследие, которое на протяжении столетий создавали многие талантливые писатели, переводчики, художники-оформители и переписчики - все те, кого в летописи называли мудрыми книжниками. Среди них - Ярослав Мудрый, митрополит Иларион, дьякон Григорий, Нестор-летописец, Владимир Мономах, Феодосии Печерский, Кирилл Туровский, Андрей Боголюбский, Иван Калита, Симеон Гордый, Епифаний Премудрый, Кирилл Белозерский, митрополиты Алексий, Киприан, Макарий. О них и пойдет речь в научно-художественных очерках, собранных в одной книге.
Сапожникова О. С. "Русский книжник XVII в. Сергий Шелонин. "
   Монография посвящена деятельности выдающегося русского книжника XVII в. Сергия Шелонина. Постриженик Соловецкого монастыря, инок-священник Сергий посвятил жизнь книжным занятиям: несколько десятилетий изучал в богатой библиотеке своей обители богословские, исторические, грамматические труды, создавал собственные сочинения, прославляющие русских святых и православные традиции. В 1640-х гг. Сергий работал в Москве под руководством патриарха Иосифа и готовил к печати новаторские компендиумы и компиляции из популярных в Древней Руси сочинений. При жизни книжника был издан только один его труд, в XVIII в. отредактированные им книги публиковали старообрядцы. В монографии рассматривается состав келейной библиотеки Сергия, сохранившейся практически полностью, представлены основные направления его деятельности, обусловленные политикой русской церкви середины XVII в., вводится в научный оборот целый ряд биографических фактов и рукописей. На основе анализа творческого наследия соловецкого инока-эрудита автор определяет его позицию по отношению к реформам патриарха Никона. Фундаментальная деятельность Сергия не получила дальнейшего развития в связи с изменением церковной политики в 1650-х гг. и разгромом Соловецкого восстания (1676 г.), однако, она является ярким примером высочайшего уровня русской культуры середины XVII в.
Памятники древнерусской письменности
 «Сло́во о полку́ И́гореве» (полное название «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Ольгова») - самый известный памятник древнерусской литературы. В основе сюжета - неудачный поход 1185 года русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем. Большинство исследователей датируют «Слово» концом XII века, вскоре после описываемого события (часто тем же 1185 годом, реже 1-2 годами позже).
"Сказание о Борисе и Глебе " - самый интересный и совершенный в литературном отношении памятник из цикла произведений, посвященных рассказу о гибели сыновей Владимира I Святославича  Бориса и Глеба во время междоусобной борьбы за великокняжеский киевский престол в 1015 г.

"Житие Александра Невского"
   «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра, или Повесть о житии Александра Невского» - литературное произведение XIII в., агиографического жанра. Издана к 750-летию Ледового побоища – битве русского войска под предводительством Александра Невского 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера с немецкими ливонскими рыцарями, которая закончилась разгромом захватчиков.
Уважаемые читатели!
Обратите своё сердце к книгам. Пусть чтение станет традицией, сблизит и объединит вас духовно.


Комментариев нет:

Отправить комментарий