пятница, 4 февраля 2022 г.

"Донской писатель - Николай Оганесов"/обзор

Я автор, режиссер и исполнитель.

Воспоминатель, зритель и судья.

Любви, смертей и жизней сочинитель.

Где я – там царство. Царство там, где я.

Н.С. Оганесов

Дорогие читатели в преддверии 75- летия со дню рождения Николая Сергеевича Оганесова Александровский отдел подготовил обзор "Донской писатель - Николай Оганесов"
Николай Сергеевич Оганесов родился 5 февраля 1947 г. в Ростове-на-Дону в семье юриста (его отец - один из первых послевоенных руководителей Президиума Калининградской областной коллегии адвокатов).

Трудовой путь Николай Оганесов начал в 17 лет фрезеровщиком. С 1967 года  служил судебным секретарём трибунала Северо-Кавказского военного округа и одновременно учился на юридическом факультете Ростовского университета, который окончил в 1972 году. Служил в Советской армии.

В 1972 году Н.С.Оганесов начал публиковаться.

В 1974 - 1989 годах работал юрисконсультом в НИИ тяжёлого машиностроения, одновременно активно публиковался в региональных и столичных издательствах, в журнале «Смена». 


С 1989 года  работал заведующим отделом журнала «Дон», а с 1995 года  редактором частного издательства.

Член Союза писателей СССР с 1983 года.

С 1991 - член Союза журналистов СССР.

Первое произведение Николая Оганесова – повесть «Визит после полуночи»
– было опубликовано в 1972 г. 

Первая книга «Лицо в кадре» вышла в Ростиздате в 1978 г. Затем в Москве и Ростове была издана повесть «Мальчик на качелях» (1980),
по мотивам которой на Ленинградском телевидении был создан двухсерийный телеспектакль. Эта повесть входит в цикл произведений Николая Оганесова, объединенных главным героем – следователем Скаргиным.

Детективная повесть «Мальчик на качелях» написана в приключенческом жанре и связана с проблемой воспитания, формирования характера молодого, вступающего в жизнь человека.

О творческом методе

Оганесов не любил, когда его называли писателем-детективщиком. Его всегда интересовала не степень наверченности сюжета, а людские взаимоотношения. Криминальный сюжет дает автору уникальную возможность показать психологию людей в экстремальных условиях. Правда, цензура в те годы налагала на творчество писателя множество табу, зачастую совершенно нелепых. Так, например, существовал циркуляр, согласно которому нельзя было писать об ограблении инкассаторов - как будто в реальной жизни никто никогда не грабил инкассаторов. На самом деле, между ограблением инкассатора или ограблением продавщицы в киоске "Союзпечати" принципиальной разницы нет. И в том, и в ином случае автор может во всей полноте выписать психологию жертвы и психологию агрессора, а также побудительные мотивы.

Когда издатели предложили написать Оганесову несколько романов на документальной основе - (о Чикатило, о ростовских Фантомасах - братьях Толстопятовых...), Оганесов отказался. Он никогда не жаловался на нехватку сюжетов. Только на дефицит времени.

Новая повесть «Двое из прошлого» (1983)
принесла автору заслуженную известность. В повести раскрывается социально-нравственная подоснова преступлений. Автор исследует сознание людей, попавших в мир дельцов, и показывает, чем оборачивается для человека деформация морали. Продолжая работать в жанре социально-психологического детектива, Н. Оганесов написал повести и романы, получившие широкую популярность в стране и за рубежом: «Играем в спринт», «Смертник», «Мистификатор» и другие. Произведения Н. Оганесова выходили в Ростове и Москве в издательствах «Молодая гвардия», «Советский писатель», «Светоч», были переведены на несколько языков и изданы в Китае, Литве, Чехословакии.

В последние годы писатель уделял внимание драматургии – писал либретто к спектаклям Ростовского музыкального театра. Николаем Оганесовым созданы: либретто оперетты «Орфей в аду» на музыку Ж. Оффенбаха; либретто балетов на музыку С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», Д. Шостаковича «Гамлет», П. Чайковского «Драма на охоте», А. Адана «Корсар». Премьеры спектаклей состоялись в 2003-2011 годы в Ростовском государственном музыкальном театре.

Н.С. Оганесов является соавтором сценариев художественных фильмов «Убить шакала» (киностудия А. Довженко, 1991 г.) и «Стамбульский транзит» (киностудия А. Довженко, 1993 г.).

С 2006 года Оганесов пишет и публикует в Интернете стихи под литературным псевдонимом Николай Восенаго.

На ресурсе «Стихи.ру» открыта страница с его произведениями.

В 2017 году в издательстве Аркол (г.Ростов-на-Дону) вышла книга избранных произведений «Закат волшебника» в 2-х томах.

Николай Оганесов дважды, в 1980 и 1984 гг, удостаивался литературной премии журнала «Смена», в 1984 году награждён Почётной грамотой ЦК ВЛКСМ за большую работу по коммунистическому воспитанию молодёжи, в 2006 году награждён Почетной грамотой Министерства культуры России.

Ушёл из жизни 8 ноября 2018 года в результате продолжительной болезни.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий